images/rt-pod1x2.gif  

Бумага для рекламы

      Олег Петров
      Инструктор по неоновой технологии фирмы "Гельветика-Неон"

      Как известно, полиграфия "съедает" изрядную долю совокупного рекламного бюджета. Но если интерес к медиапланированию или креативным процессам очевиден, то хотя бы начальные знания о бумагах кажутся многим рекламистам излишними.
Это — глубокое заблуждение, за которое порой приходится платить большими деньгами.


      Интродукция

      В этом номере мы начинаем публикацию материала, который, надеемся, практически поможет многим нашим читателям сохранить свои средства и получить удовлетворение от достойной полиграфической рекламы. Мы хотим рассказать о современных видах офсетных, мелованных, дизайнерских бумаг, самоклеящихся материалах (и если удастся — показать их); обсудить вопросы их применимости и удешевления расходов, проблемы, возникающие при печати.

      Внимание!
      Эти материалы предназначены прежде всего не для профессиональных полиграфистов, а для рекламистов из РА, рекламных отделов, для бизнесменов, которые сами ведут свои рекламные кампании. То есть, согласно нашему мониторингу, для читателей "РТ".
      Исходные данные предоставлены специалистами компании "Берег".

      О чем, собственно, речь?

     
Прежде чем говорить о современных бумагах, дадим определение этому материалу, почерпнутое из предоставленной "Берегом" "методички". Бумага — это многокомпонентная система, состоящая в основном из специально обработанных растительных волокон, тесно переплетенных между собой и связанных химическими силами сцепления различного вида. И еще. Это — капиллярно-пористый материал.
     
В состав бумаги, кроме волокнистых компонентов, формирующих ее структуру и основные свойства, могут быть введены дополнительные наполнители: проклеивающие вещества, красители, спецдобавки. Основных волокнистых полуфабрикатов — два: целлюлоза (особым образом обработанная древесина) и древесная масса (тоже древесина, но механически измельченная).
      Бумаги различаются по массе одного квадратного метра (еще ее в обиходе называют плотностью, но это величина внефизическая) и толщиной. Масса
      1 кв.м бумаги может составлять от 40 до 250 г. Более 250 г/кв.м по общепринятой классификации — это уже картон.
      Оценивая применимость бумаг для тех или иных целей, технологи оперируют множеством ее свойств. Для нас важнейшие — печатные свойства бумаги, т.е. определяющие ее поведение до печати (при прохождении через бумагопроводящую систему печатной машины), во время печати (взаимодействие с краской и закрепление изображения) и после печати (поведение на послепечатных операциях — фальцовка, брошюровка, подрезка, ламинирование, каширование — и характеристики готовой продукции).
      Назовем основные показатели бумаги, определяющие ее печатные свойства, и объединим их в группы:
• геометрические: гладкость, толщина и масса 1 кв.м, плотность и пористость;
• оптические: белизна, непрозрачность, лоск (или глянец);
• показатели однородности структуры: равномерность просвета, разносторонность;
• механические (прочностные и деформационные): прочность поверхности к выщипыванию, разрывная длина или прочность на разрыв, прочность на излом, влагопрочность, мягкость и упругость при сжатии и другие;
• сорбционные: гидрофобность, впитывающая способность растворителей печатных красок.
      Может быть также использована классификация по степени отделки поверхности. Без отделки — матовая (машинной гладкости), а после суперкаландрирования (прокатки бумажного полотна в особых валках-каландрах) — глазированная (глянцевая), т.е. повышенной гладкости.
      Очень часто, не вникая в суть происходящего, мы требуем от бумаги противоположных свойств одновременно. Например, хотим, чтобы краска на ней не отмарывала и быстро сохла (т.е. чтобы активно впитывалась порами), и чтобы можно было печатать мельчайшие элементы изображения (а для этого бумага должна быть мелованной и очень гладкой!). Или требуем, чтобы она была чистоцеллюлозной, но чтобы изображение не просвечивало даже при малой плотности листа (а это легко достигается добавлением древесной массы, что, кстати, существенно удешевляет продукт).
      Еще один пример. Все хотят бумагу необычайной белизны. Фирмы-продавцы дают коэффициенты белизны (кстати, что это такое? Ответ на этот вопрос не столь прост, как многим кажется) — выше 100%! Бумага при этом не просто белая, а аж иссиня-белая! И так на самом деле и есть. Туда добавлен синий краситель.
      Визуально она очень бела. Но когда вы решите напечатать на ней полноцветное изображение, будьте настороже: ведь ваша программа цветоделения не могла учесть тот синий оттенок, который уже заложен в бумагу (подробнее об этом см. ниже).

      Понимание этих особенностей, даже не слишком глубокое, позволит избегать грубых ошибок при подборе бумаг и находить экономичные варианты. Так что те, кто хочет оптимального ведения рекламного бизнеса, читайте дальше. А тем, кому главное — грубо не "проколоться", запомните, что подбор бумаги в основном зависит от:
• вида печати: бумага для глубокой печати может быть непригодна при печати офсетной или флексографической — см. печальный пример выше;
• требуемого качества готовой продукции: на дешевой "желтой" пористой бумаге невозможно хорошо напечатать полноцветное изображение с хорошим разрешением, зато снижение массы 1 кв.м используемой бумаги часто можно без потерь "замаскировать" ее увеличенной пухлостью;
• применяемого печатного оборудования: одна и та же бумага может дать распрекрасный результат на 4-хкрасочном "Хейдельберге", где печать осуществляется за один проход, и "убить" ваши деньги на однокрасочной машине, где печатают за четыре прохода (см. ниже о деформации бумаг). Кроме того, для цветной печати на однокрасочной машине мы обычно покупаем бумагу большего формата, чтобы было место для установки тестовых плашек: печатник должен постоянно контролировать себя денситометром, чтобы после четвертого краскопрогона не оказаться у разбитого корыта.
      И это, к сожалению, еще не все: нельзя печатать по мелованным бумагам на дубликаторе; нельзя в отдельные типы даже хороших печатных машин "загонять" картон или наоборот очень тонкие бумаги; нельзя не знать направления волокон в бумажном листе; нельзя экономить, закупая бумагу в ролях, если не имеете надежной точной резки; нельзя бумагу с мороза "совать" в печатную машину (загнется, как старый сыр), и вообще лучше закупать ее за пару недель до предполагаемого тиражирования для кондиционирования; можно, но глупо использовать дорогие бумаги там, где без потери качества конечного продукта применимы дешевые.

В общем, похоже,
что и дальше нужно читать всем…


      Геометрические свойства бумаги
     
Одно из важнейших печатных свойств бумаги — способность без разрывов и искажений передавать тончайшие красочные линии, точки и их комбинации. Это и есть ее "разрешающая способность", напрямую зависящая от гладкости поверхности.
      Гладкость бумаги измеряется в секундах. Так типографская каландрированная бумага имеет гладкость 100–250 сек., офсетная той же степени отделки — 80–150 сек. Бумага для глубокой печати имеет повышенную гладкость: 300–700 сек. Чемпион по этому параметру — мелованная бумага — более 1000 сек. Привычная для всех газетная бумага гладкой быть не может из-за повышенной пористости.
      Как можно увеличить гладкость? Один из способов рассмотрен выше — каландрирование. Однако гладкость поверхности улучшается и нанесением любых покровных слоев: поверхностной проклейкой, пигментированием и мелованием.
      Поверхностная проклейка (масса покрытия до 6 г/кв.м) дает бумаге высокую поверхностную прочность (предохраняет волокна от выщипывания при печати липкими красками) и уменьшает ее деформацию при увлажнении. Насколько это важно для многокрасочной офсетной печати, вряд ли нужно объяснять: ведь при каждом краскопрогоне бумага увлажняется водой или спиртовым раствором.
      Пигментирование и мелование бумаги отличаются только массой наносимого покровного слоя: в первом случае — до 14, а во втором — до 40 г/кв.м. Высота рельефа мелованных бумаг не превышает 1 мкм, а значит, не будет препятствовать точному перенесению мельчайших элементов изображения с офсетного полотна. Кроме того, улучшаются оптические свойства поверхности (бумага белеет, приобретает глянец и лоск).
      Теперь поговорим о плотности бумаги (не жаргонной, которая на самом деле масса 1 кв.м, а физической), иначе говоря — объемной массе. С этой величиной тесно связана другая важнейшая для печатного процесса характеристика бумаги — ее пористость. Мы уже упомянули, что бумага — материал капиллярно-пористый. Оба слова в определении — родственные. Поры (или макропоры) — пространства между волокнами, заполненные влагой или воздухом. Капилляры (или микропоры) — мельчайшие пространства, пронизывающие покровный слой мелованных бумаг и находящиеся между частичками наполнителей и даже внутри целлюлозных волокон!
      В макропористых бумагах — например, газетной — общий объем пор достигает 60%, средний их радиус — 0,16–0,18 мкм, а плотность — 0,5 г/куб.см. Ясно, что такая бумага хорошо впитывает краску, и с ней легко работать при больших скоростях печати. Но также ясно, что попытка напечатать полноцветное изображение с высоким разрешением в данном случае обречена на провал.
      Мелованные бумаги относятся к микропористым. Общий объем пор для них не превышает 30%, средний размер — 0,03 мкм, а плотность достигает 1,35 г/куб.см. Они также неплохо впитывают краску, но уже под воздействием сил другой физической природы — капиллярного давления. Более подвижные частицы растворителя в первую очередь уйдут в капилляры, а красящий пигмент останется на поверхности. Это приводит к двум желательным последствиям: возможности печатать с повышенным разрешением и экономии краски.
      Кстати, понятно, что печатать в рассмотренных двух случаях придется скорее всего разными красками и с помощью разной химии (смывки, сиккативы, разбавители и т.д.).
      Отсюда и практический совет: прежде чем отдавать рекламный тираж в маленькую типографию, привыкшую к черно-белой печати по дешевым бумагам (ну такую выставили цену, что ниже — только бесплатно!), серьезно подумайте. А то как слепят его вам "из того, что было"…

      Оптические свойства бумаги
      Мы уже называли их выше. Это белизна, непрозрачность, и лоск (или глянец).
      Высокая белизна — т.е. способность отражать свет рассеяно и равномерно во всех направлениях — необходима, если вы хотите добиться контрастности запечатанного и пробельного участков. А без этого условия не будет четкости и удобочитаемости.
      Белизна измеряется рефлектометром как коэффициент отражения на определенной длине волны и для газетных бумаг составляет в среднем 65%, бумаг с содержанием древмассы — не менее 72%, мелованных бумаг без оптического отбеливателя — не менее 76%.
      Про отбеливатели мы уже говорили. По сути это подцветка бумаги люминофорами или синими и фиолетовыми красителями, устраняющими желтоватый оттенок, присущий целлюлозным волокнам. В этом случае коэффициент белизны будет не менее 84%, а то и гораздо выше. Нужно только помнить, что дополнительный цвет, введенный в бумагу, может "вмешаться" в вашу работу с цветоделением.
      Про непрозрачность и так все ясно. Если изображение пробивается на другую сторону — это плохо, особенно когда листовка двухсторонняя. Бороться с этим можно применением более плотной бумаги, или более пухлой, обычнос наполнителями (см. предыдущий номер). Второе предпочтительнее, поскольку дешевле.
      Лоск или глянец — результат зеркального отражения падающего на бумагу света. Чем глаже поверхность бумаги, тем, как правило, выше глянец. Для матовой бумаги его величина может составлять до30%, а для глазированной — до 75-80%.
      "Глянцевая" бумага превосходно зарекомендовала себя в рекламе: яркие, сочные иллюстрации лучше привлекают внимание рекламополучателя. Но знайте меру: неизбежные блики мешают читать тексты и сосредотачиваться на разборе их содержания. Вот почему журнал, который вы сейчас читаете, напечатан на матовой бумаге. Но обложка, которая должна "прыгнуть в глаза" — на глянцевой, да еще и УФ лаком покрыта!

      Механические свойства бумаги
     
Их знание очень важно для рекламиста, выступающего заказчиком полиграфической продукции. Автор уже писал о своем печальном первом опыте покупки бумаги. Деньги были просто выброшены на ветер, потому что бумага была предназначена под другой вид печати.
      Понять это не сложно. Например при высокой печати, где печатный элемент выше пробельного, нужна мягкая бумага. Ведь при контакте с жесткой печатной формой она будет деформирована (деформация сжатия для крупнопористых газетных бумаг — до 28%, для мелованных — 6-8%). И очень важно, чтобы деформация была обратимой, то есть после снятия нагрузки бумага должна полностью восстановить первоначальную форму. Иначе мы получим на второй стороне листа рельеф.
      Но если мы закупаем бумагу для тиснения, то свойства ее должны быть противоположными! Ведь цель тиснения — как раз остаточная деформация, показателем качества процесса будет необратимость деформации, устойчивость полученного рельефа!
      Если же рекламист собрался выпускать полноцветный многотиражный каталог, то его сильно заинтересуют прочностные характеристики предлагаемых бумаг: прочность на разрыв, излом, стойкость к выщипыванию, влагопрочность. Именно эти характеристики обеспечат успешную печать на высокоскоростной многокрасочной ротационной печатной машине.
      Тут возникает неизбежный вопрос: а зачем рекламисту покупать бумагу самому? Пусть это делает полиграфист, получивший заказ!
      Такой подход безусловно самый правильный. Но жизнь показывает, — и опыт нашей типографии подтверждает это, — что очень часто заказчики приходят со своей бумагой. Кто-то имеет возможность подешевле ее купить, кто-то получает бумагу в результате "длинного" бартера — после кризиса все вынуждены экономить каждую копейку. И уж коли Вам пришлось самому закупать бумагу для тиража — как говориться, семь раз отмерьте, прежде чем подписать счет. А еще лучше — посоветуйтесь с тем полиграфистом, который потом с этой бумагой будет работать. И не забудьте взять с него письменное согласование выбранной марки бумаги.

Как увлажнить бумагу, не подмочив репутации?

     
Еще один практически важный момент касается выбора бумаг для листовой офсетной печати. Это самый употребляемый в рекламе процесс, потому и ошибки здесь более частые.
      Нужно помнить, что в листовом офсете бумага в процессе печати обязательно увлажняется. Это диктуется принципом офсетной печати: пробельные (гидрофильные) элементы печатной формы закрывает вода или спиртовой раствор, а печатные (гидрофобные) — соответственно, "жирная" краска. А потому бумага должна выдерживать без остаточной деформации увлажнение и последующее высушивание.
      Особенно жесткие требования к бумаге при печати полноцвета на односекционной машине. Бумажный лист здесь увлажняется и высушивается восемь раз! Естественно, что если бумага накапливает деформацию, то произвести приводку по крестам при наложении следующих красок будет очень сложно.
      Что делать в этом случае? Одно из двух: либо применять высококачественную бумагу с многослойным покрытием, либо искать типографию с четырехсекционными (а бывают и восьмисекционные с переворотом!) печатными машинами, где лист, проходя через агрегат, за один проход получает четыре и более краски.

Чтобы бумага не походила на старый сыр…

      Кстати, "пролететь" с листовой офсетной печатью можно и при правильном выборе бумаги. Многое также зависит от условий ее хранения и кондиционирования.
      Проблема здесь вот в чем. Если в помещении повышенная влажность, волокна бумаги активно поглощают влагу из воздуха, расширяясь в поперечном направлении. Это придает бумаге волнистость, что никак не обрадует печатника.
      При пониженной влажности волокна отдают влагу, из-за чего происходит усадка. А бумага вспучивается, загибая края листов наподобие старого сыра. Эти проблемы усугубляются в зимнее время.
      Ваш печатник будет гораздо веселее, если после вскрытия упаковки бумага будет акклиматизирована. Проще говоря, она должна некоторое время (см.Табл.1) отлежаться, чтобы ее поверхность пришла в равновесие с окружающей средой. (Кстати, на стене типографии обязательно должен висеть гигрометр, а влажность — соответствовать нормативам, тем более, что регулировать ее в закрытом помещении достаточно несложно).
      И закончим рассказ о механических свойствах бумаг еще парой простых, но важных советов.
      Когда рекламист выбрал марку бумаги, он начинает подбирать ее формат. При этом он берет в расчет формат машины и размеры своего рекламного материала. И почти никогда при "раскройке" листа не учитывает машинное направление бумаги, то есть направление, в котором ее "тянули" в бумагоделательной машине, направление волокон.
     
Следует помнить: если хотите иметь хорошие конечные результаты, машинное направление бумаги должно быть параллельно оси печатного цилиндра.
      Определить направление волокон можно безо всякой аппаратуры. Выберите один из трех простых способов.
• Увлажнив одну сторону листа, определите направление, в котором изогнется бумага. Оно будет перпендикулярно преобладающему направлению волокон.
• Попробуйте надорвать бумагу в двух перпендикулярных направлениях. Более ровный надрыв покажет машинное направление (порвать ровно бумагу перпендикулярно направлению волокон сложно).
• Если протянуть край бумаги между ногтями, то в машинном направление легкое сжатие ногтей не оставит следа, а в поперечном — вызовет появление волнистости.
      Еще одна причина грусти из-за незнания прочностных свойств: при использовании плотных бумаг (150 г/кв.м и более) их фальцовка (сгибание) часто приводит к некрасивым надломам на сгибах. Этого легко избежать предварительным бигованием: биговальной призмой (а то и просто обратной стороной ножа с круглой оконцовкой лезвия вдоль металлической линейки) бьют по линии последующего сгиба. После этого фальцовка уже не приведет к изломам. Желательно только, чтобы биговка шла параллельно направлению волокон бумаги.

Сорбционные свойства бумаги

      Здесь нас больше всего интересует впитывающая способность бумаги. В прошлом номере уже говорилось о разном физическом механизме впитывания краски макро- и микропористыми бумагами. Напомним лишь, что для немелованных и мелованных бумаг лучше пользоваться различными, специально приспособленными красками.
      И — несколько практических советов. Для макропористых бумаг остерегайтесь "пробивания" оттиска краской. В микропористых бумагах оттиск получается четкий и с высоким разрешением (напомним, что впитывается в поры большей частью растворитель, а пигмент и пленкообразователь остается на поверхности). Но это же может принести головную боль с перетискиванием изображения на оборотную сторону следующего, прошедшего через машину, листа. Разумеется, есть методы борьбы с этим явлением: подбор краски, использование сушек и сиккативов, выклад отпечатанных листов на приемный стапель малыми порциями — чтобы уменьшить давление на нижние листы. Но самое простое (это же поможет бороться и с "пробиванием" оттиска) — на этапе макетирования расположите иллюстрации на разных сторонах листа "одна под другой". Тогда несколько точек и пятнышек, даже если они попадут на другую сторону, просто не будут заметны на фоне иллюстрации.
      И, конечно, нежелательно насыщенные цветом участки макетировать в местах последующей биговки и фальцовки (краска может осыпаться), а также резки (нож бумагорезательной машины, захватив частицы пигмента, может испачкать чистые участки бумаги).
      Вот, пожалуй, и все, что мы хотели рассказать коллегам о бумагах.
      Мы не стали себе задачу глубоко проникновения в этот огромный и сложный мир. Это просто не нужно. Да и наших знаний для этого явно недостаточно. Но искренне считаем, что даже такая, довольно поверхностная и узкая информация способна сохранить ее получателям средства и хорошее настроение. Это мы знаем точно, на личном опыте. И чем больше знаний, тем менее личный опыт печален.


(вернуться..)