images/rt-pod1x2.gif  

Сначала попробуй, потом - печатай!

      Александр Вейцман
      Руководитель проекта фирмы "ФОМОС" (НИИхимфотопроект)

      Стремительное развитие полиграфического производства, борьба за качество воспроизведения цветных иллюстраций и сокращение сроков выполнения ответственных заказов вызвали повышенный интерес к системам оперативного получения цветопроб.

      Выбор такой аппаратуры весьма обширен. Однако по сути разнообразие не слишком велико – вся она четко разделяется на два класса: аналоговая и цифровая. (Отметим, что традиционные офсетные пробопечатные станки в статье не обсуждаются, поскольку их никак нельзя отнести к оперативным системам).
      Принцип действия современных систем аналоговой цветопробы одинаков. По существу, она имитирует идеальный печатный процесс – на всех печатных элементах, независимо от их размеров, поверхностная концентрация краски одинакова. Именно в силу близости к идеальному оттиску аналоговая цветопроба может в достаточной мере представлять результат высококачественной печати на листовых офсетных машинах. Пробный отпечаток по всем четырем краскам имеет те же плотности плашки, параметры растискивания точки также подогнаны к принятым для данной печати значениям, да и структуры растровой точки и там, и там примерно одинаковы.
      Многочисленные попытки получить на системах аналоговой цветопробы результаты, близкие к тиражным отпечаткам, сделанным на иной бумаге, при существенно иной технике печати или при иной технологии закрепления красочного слоя, серьезных успехов не принесли. Известно немало подобных систем, в которых отпечаток можно получить на любой бумаге, в том числе и на газетной. Однако на этом уровень приближения к другой технике печати и заканчивается.
      Для реальной имитации печатного процесса на впитывающей краску бумажной основе требуется перво-наперво отразить макро- и микроизменения в структуре распределения краски в элементах растрового изображения. Между тем цветопроба на газетной бумаге имеет все тот же высокий уровень плотности плашки, весьма далекий от характерного для газетной печати, прежней остается форма и структура растровой точки.
      Фирма DuPont – основоположник современных оперативных систем цветопробы. Ее аналоговая система Chromalin была первым промышленным устройством, явившим заказчику контрольное изображение без изготовления печатных форм и без проведения классического пробопечатного процесса. Последующее совершенствование аппаратуры и технологии цветопробы привело к появлению технологической линейки устройств, отвечающих возросшим требованиям широкого круга пользователей.
      Современные процессы аналоговой цветопробы дают возможность оперативно получить полноцветный оттиск, который по всем параметрам тоно- и цветопечати совпадает с офсетным тиражным отпечатком. По нему можно судить о качестве проведения процесса цветоделения, он может служить контрольным образцом, по нему согласуют с заказчиком цвета отдельных деталей изображения. Основное достоинство всех промышленно выпускаемых систем цветопробы в том, что параметры ее четырех красочных составляющих полностью совпадают с тиражным оттиском.
      На практике очень важно, что по измеренным в цветопробе значениям плотностей контрольных шкал можно задать параметры шкал оперативного контроля печатного процесса.
      Цифровая цветопроба появилась несколько позже. В технологии офсетного производства она занимает отдельную нишу в допечатной подготовке и пока не столько конкурирует с аналоговой, сколько ее дополняет. Цифровая цветопроба обычно предшествует выводу фотоформ, позволяя оператору оценить цветовое решение полосы, выявить явные ошибки цветоделения, согласовать с заказчиком концептуальное сочетание цветов на отдельных деталях. И только в случае применения технологии Computer to Plate (прямое изготовление печатных форм, минуя стадию вывода фотоформ) цифровая цветопроба становится окончательным документом, по которому оттиск подписывается к печати.
Данные системы формируют изображение на высококачественном цветном принтере. Технология его получения может быть произвольной. В частности, в цифровых цветопробах широко используются сублимационные и струйные принтеры; устройства, применяющие технику термопереноса, технологию печати твердыми чернилами с фазовым переходом.
      Если красители принтера включают в себя весь спектр, цифровая цветопроба с корректирующей программой в принципе может имитировать печатный оттиск. Схемы цветовых преобразований, требуемых для создания заданного цвета из трех первичных цветов синтеза, составляют весомую часть в цветоведении и уже многие десятилетия широко и успешно применяются в фотографии и кинематографии. Исследования последних лет в значительной степени продвинули теорию прогнозирования цвета и на элементах полиграфического оттиска.
      Теоретически системы цифровой цветопробы при наличии соответствующего цветового профиля могут создавать изображения, по цвету максимально приближенные к печатному оттиску, независимо от того, на каком оборудовании, каким способом или какими красками изготовлен оттиск. С другой стороны, цифровая проба обычно не передает растровой структуры отпечатка. Для изготовителя цифровой системы последнее не столь важно. При правильно подобранном цветовом профиле на всех участках пробы, в которых при нормальном расстоянии глаз наблюдателя усредняет все детали изображения, цифровая проба обеспечивает тот же цвет, что и печатный оттиск, т.е. выполняет свое предназначение. Пока еще нет ни экспериментальных, ни теоретических данных, согласно которым наличие на оттиске растровой структуры приводит к смещению цветового восприятия.
      Дело за немногим. Печатник должен убедиться, что компьютерная проба, несмотря на серьезные различия в структуре построения изображения, полностью совпадает по цвету с оттиском на всех своих участках. Пока на известных ему цветопробах, полученных на цифровых системах, которые не предусматривают коррекцию с помощью цветовых профилей, расхождения в цветах оттиска и пробы очень заметны. Но техника развивается семимильными шагами. А вот ломка психологических барьеров требует времени. И когда она произойдет, можно не сомневаться: программы управления цветом будут усовершенствованы настолько, что каждый потребитель сможет найти для себя приемлемое аппаратное решение цифровой цветопробы, отвечающее его финансовым и профессиональным запросам.


(вернуться..)