images/rt-pod1x2.gif  

"Неновое" – не значит "плохое"

      Игорь Кривченко
      Директор фирмы “Внештехимпорт”

      Стоит сегодня открыть любой специализированный журнал – и глаза разбегаются от разнообразного оборудования и технологий, предлагаемых для производства полиграфической продукции. Здесь и шелкография, и флексография, и цифровая печать в разнообразных видах, и, конечно, офсет. Что же выбрать?

      А выбор достаточно прост – нужно только определиться, что вы хотите производить, и какой выделяете на свое производство бюджет. И если перед вами не стоит задача изготовления сотни визитных карточек и десяти рекламных буклетов (или наоборот, миллионов этикеток на самоклеящейся виниловой пленке с одновременной вырубкой), то ваш выбор – офсет.
      Офсетная печать на сегодняшний день самый универсальный вид печати. На машинах офсетной печати основано производство газет, книжно-журнальной и этикеточной продукции, рекламных материалов. Они применимы почти везде, кроме небольшого количества специфических видов работ, где офсет не справится или будет убыточен. Однако, существуют еще и проблемы: точное соблюдение технологии, квалификация печатника и специалистов допечатного процесса, немалая стоимость офсетного оборудования.
     
Правда, это редко пугает тех, у кого портфель заказов уже есть. Множество “новых полиграфистов” приобретают допечатное оборудование, дорогую печатную офсетную машину, нанимают квалифицированный персонал и начинают зарабатывать деньги. Стоимость первоначальных затрат ограничена в этом варианте только их кредитоспособностью.
      Но такой путь – естественное решение только для тех, кто любит идти в гору, когда ее можно обойти. Потому что сложно прогнозировать прибыли на долгий период, а вложенные сотни тысяч долларов еще нужно окупить. Если же жизнь заставит прекратить бизнес, то желательно вернуть вложенное с минимальными потерями. Так что для более осторожных есть и другой путь – покупка оборудования, бывшего в употреблении.
      К сожалению, многие российские производители считают его чем-то неполноценным, с урезанными возможностями и ограниченным остаточным сроком эксплуатации. Отчасти эти опасения справедливы. В России предлагается много старого полиграфического оборудования, в свое время принадлежавшего гостипографиям, иногда просто по бросовой цене. Но, купив такую технику, можно действительно купить только проблемы.
      Отечественный вторичный рынок полиграфического оборудования только начинает формироваться. Отношения на нем строятся на опыте западных фирм, занимающихся продажей бывшей в употреблении техники на рынках Европы и Америки. А на Западе, как ни удивительно, при гораздо более благоприятных для бизнеса условиях (стабильность, небольшие проценты по кредитам, возможность приобретения оборудования в лизинг) б/у оборудование пользуется большой популярностью. Этим бизнесом занимается множество фирм. Одни восстанавливают и продают технику одного производителя, другие (большинство) предлагают разнообразный парк машин и ориентируются на покупателя с различным бюджетом. Некоторые подобные фирмы (особенно в США), имеют за плечами 50-тилетнюю историю!
      Так что покупка б/у оборудования – это не случайных шаг, сделанный от безвыходности, а глубоко продуманное и экономически обоснованное решение рачительного хозяина. Конечно, если вы приобретаете его не у случайного продавца, а у фирмы, которая восстановила машину, продемонстрировала ее работу и взяла на себя гарантийные обязательства. Итак, плюсы приобретения б/у техники:
      Первое: за ту сумму, что хватило бы только на печатную машину, можно купить и допечатное, и послепечатное оборудование и начинать работать хоть с завтрашнего дня. Кстати, любое новое оборудование, после того, как его оплатили, уже стало дешевле. Поработав полгода-год, вы потеряете до 30% (!) от затраченных средств. Так что амортизационные расходы на первом этапе весьма высоки. Купив же б/у машину и проработав достаточно долгое время, вы не только не потеряете крупную сумму на амортизации, но и, вполне возможно, получите прибыль при ее последующей продаже.
      Второе: машина должна работать – это аксиома. Да, можно сказать, что б/у техника менее надежна. Но самый сложный период в работе любой техники – обкатка. Очень часто в новых машинах в этот период появляются серьезнейшие проблемы. Конечно, их ликвидируют по гарантии, но сколько это займет времени? Печатная машина б/у все это уже прошла. Если и были проблемы вначале, то они легли на плечи предыдущего владельца. Вам остается только содержать машину в надлежащем виде и своевременно делать профилактическое обслуживание. Безусловно, нет ничего вечного, но ведь мы и сами не вечны...
      Давайте представим, что вы решили по нашему совету приобрести подержанную печатную офсетную машину. Что выбрать? Как выбрать?
      Прежде всего, задайте себе главные вопросы. Что вы хотите печатать, какие тиражи, какая красочность, на каких материалах? Конечно, хочется делать все, но не пытайтесь “объять необъятное”. Поэтому, давайте рассмотрим два варианта оснащения вашей типографии.

Вариант 1.
     
Офсетная печатная машина формата А3, Ryobi 2800 – цена 7000$. Проста в обслуживании. Имеет безоболочковую систему увлажнения Aquamagic. Буквально с первых оттисков достигает правильного соотношения краски и увлажнения, что уменьшает брак при приладке.
      Это универсальная машина для небольших принт-шопов (см.“РТ” №№ 8,98 и 1,99). Работать на ней очень легко и удобно. Не требуя печатника высокой квалификации, что также экономит деньги, машина полностью перекроет потребности небольшого печатного салона. Вакуумная листоподающая система дает возможность работать с бумагой плотностью от 40 до 300 г/м
      2. Своеобразная система бокового равнения позволит печатать цветную продукцию с совмещением 0,1 мм, что вполне достаточно для рекламной продукции. У вас не будет проблем с печатью визитных карточек, бланков, конвертов, рекламных буклетов и другой продукции.
      Машина легко перестраивается на разную толщину бумаги и формных пластин. За счет этого пригодны нетрадиционные формные материалы, такие как электростатические пластины Escofot и AM. Это позволяет отказаться от фотомеханических процессов и максимально приблизиться к современной технологии computer-to-plate (CTP). Что, естественно, еще больше снизит себестоимость продукции.
      Фальцевальная машина Martin Yale 959 – цена 2300$. Без нее не обойтись, если вы печатаете рекламные буклеты для рассылки по почте, брошюры, разнообразные инструкции, малотиражные книги. Эта модель – настольная, с фрикционной подачей листа, работает с бумагой формата до 320х440 мм. Несмотря на компактность, ее скорость – до 10000 листов/час. Так что задержек на участке фальцовки не будет.
      Резальная машина Martin Yale PL2120 – цена 2300$.
      Полуавтоматическая, с шириной реза 54 см. Высота стопы 6 см. Электрический рез, винтовой прижим, ручная подача затла. Точность позиционирования 0,3 мм. Прекрасно подходит для небольшого полиграфического производства.
      Итак, подведем итог по первому варианту. Как видно из цен, сумма ваших затрат составит 11600$, включая все налоги. Работать можно хоть с завтрашнего дня. Для сравнения: одна только новая офсетная машина Ryobi 2800 стоит 24000$, ждать ее придется 30–45 дней.
      Теперь рассмотрим более дорогой, но и более производительный вариант оборудования.

Вариант 2
     
Офсетная печатная машина HARRIS L136 – цена 32000$. Размер листа max 640x953 мм, min 279x432 мм, печатное поле 630x924 мм, размер печатной формы 715x930 мм. Подача бумаги — каскадная, высота стопы самонаклада 1143 мм, механизм регистрации вакуумный прижим. Механизм боковой регистрации тянущего типа, подстройка на ходу. Красочный аппарат – 22:4 (23:5); приемное устройство – вакуумные листопроводящие колеса с воздушной укладкой; максимальная скорость 10000 от/час. Вес 4400 кг.
      Это однокрасочная машина тяжелого класса. Развитой красочный аппарат, спиртовая система увлажнения DAHLEGREEN, прекрасная регистрация. Все это дает возможность получить квалифицированному печатнику великолепное качество полноцветной продукции. Формат листа позволяет печатать плакаты, афиши, настенные календари. Незаменим для этикеточной продукции большими тиражами. Ну, а цена? Даже трудно провести аналогию.
      Копировальная рама NuArc 40-1k – цена 3000$. Размер вакуумного стола – 102х72 см, фотоинтегратор для поддержания равномерности экспозиции, LED дисплей для задачи экспозиции.
      Без копировальной рамы в серьезной работе не обойтись. Да, она тоже бывшая в употреблении. Но в чем ее износ? Поставьте новую лампу (150$), и она опять готова к работе. А дешевле новой в 2 раза.
      Резальная машина Martin Yale PL2650 – цена 10000$ (NEW).
      Длина реза 660 мм. Высота стопы 80 мм. Электрический привод ножа. Электрический привод прижима. Компьютерное управление затлом. Программирование вариантов реза. Жидкокристаллический дисплей с подстройкой контрастности. Клавиатура для программирования. Подсветка линии реза.
      Это полностью программируемая электрическая резальная машина с точностью позиционирования 0,01 мм идеально подходит для резки этикеточной продукции. Особенно, если в дальнейшем этикетка клеится на автоматической линии.
      Итак, итог по второму варианту. Заплатив 45000$, имеем прекрасную типографию, которую можно окупить менее чем за полгода. Или за эти же деньги купите новую HAMADA C48 формата А3.
      Думайте. Выбирать ВАМ!
      К сожалению, в рамках одной статьи невозможно рассказать о полиграфической технике, это тема для книги. Варианты, которые мы предложили, тоже не аксиома. Есть и более дешевые, и более дорогие. Опыт нашей работы говорит, что у каждой машины есть свой покупатель.
      За несколько лет работы на рынке наши специалисты поработали с техникой разных производителей. И убедились в том, что нет явно плохих печатных машин (на Западе компания, выпускающая плохую технику, сразу бы обанкротилась). Есть, как это ни печально, неквалифицированный персонал. И только от персонала будет зависеть, как долго прослужит и как будет печатать та или иная печатная машина.
      В заключении я хочу процитировать слова великого Марка Твена:
      “Не будьте привередливы, лучше иметь поношенные бриллианты, чем не иметь никаких”.


(вернуться..)