images/rt-pod1x2.gif  

Еще о самоклеящихся пленках…

     
      Трудно предположить, что кому-то из рекламистов незнаком давно известный и привычный материал — самоклеящиеся виниловые пленки. Они так стремительно и мощно вошли в арсенал изготовителей рекламных текстов и изображений, что вызвали к жизни специальный термин: виниловая революция.

      Другие профессиональные издания не раз рассказывали о свойствах и технике работы с самоклеящимся винилом. Но, общаясь и с начинающими изготовителями рекламы, и с матерыми спецами, часто убеждаешься, что их знания — лишь личный опыт использования того, то "подвернулось" по сходной цене да мнения знакомых коллег. Такое поверхностное отношение к "самоклейке" вполне объяснимо. Технология ее использования слишком проста, универсальна и неинтересна для творческой натуры.
      И это — большая ошибка. Ведь единичное и мелкосерийное изготовление аппликационных надписей, эмблем, картинок, указателей и многого другого при помощи компьютера и режущего плоттера (каттера) оптимально по критерию "цена-качество". Ну а качество конечного продукта прямо зависит от пленки.
      Чтобы сориентироваться среди большого количества предлагаемой на рынке "самоклейки", совершим небольшой "исторический" экскурс. Всего несколько десятков лет назад американец Р. Стентон Эвери изобрел самоклеящуюся этикетку. С тех пор технология аппликаций из самоклеящихся материалов (ламинатов) прочно вошла в нашу жизнь, а их производство выросло в отдельную индустрию. Ряд фирм-производителей ведут жестокую борьбу за рынок сбыта, предлагая ламинаты различного назначения, уровня качества и цен. В мире хорошо известны имена таких компаний, как ЗМ, Averi Denisson (торговая марка в Европе — Fasson), X-film, Intercoat, Multi-fix, Jac и другие. В России производимые ими самоклеящиеся винилы чаще всего именуются "оракалом", от названия торговой марки "ORACAL" германского производителя "ORAFOL". Объясняется это просто. В недавнем прошлом "ORAFOL", далеко не лидер среди конкурентов, производил ламинаты в дружественной нам ГДР, и других рынков сбыта, кроме стран социалистического лагеря, не имел. Мы же, соответственно, не имели выбора и могли только догадываться о существовании других материалов.
      Однако и сегодня "ORACAL" продается в России в больших количествах. В значительной степени — по инерции и благодаря относительно низкой цене, соизмеримой с ценами на продукцию из Италии, Азии и с Ближнего Востока. Законы же экономики неоднократно убеждали нас, что "бесплатный сыр бывает только в мышеловке". И за низкой ценой стоит, как правило, невысокое качество материала.
      Оно, в свою очередь, зависит от нескольких основных факторов:
• способа производства;
• скорости и соблюдения технологии производства;
• качества используемого сырья и компонентов;
• стоимости рабочей силы.
      Об этом - немного подробнее. Известно, что самоклеящиеся пленки представляют собой соединенную в строгом порядке комбинацию основных составляющих: пленки, клеевого слоя, силиконового слоя и бумажной (или пленочной) основы. Главная составляющая — пленки, которые по способу их производства делятся на литые и каландрированные. Первые производятся медленнее, могут изготавливаться более тонкими, стоят дороже, но обладают более стабильными характеристиками — практически не усаживаются со временем, имеют более качественную поверхность, более долговечны и т.п. Литые пленки можно назвать элитными, за их высокую цену и возможность изготовления большого количества цветов маленькими партиями. Они используются там, где требуется наивысшее качество. Альтернативой им могут служить современные каландрированные пленки, которые в последнее время значительно приблизились по качеству к литым. И, что очень важно, оставаясь существенно дешевле.
      А откуда берется разное качество? Дело в том, что изготовители самоклеящихся ламинатов закупают составляющие у других фирм, после чего занимаются соединением компонентов воедино. Процесс качественного "закатывания" ламината технологически очень сложный и существенно влияет на конечную цену пленок. Недобросовестные производители имеют возможность удешевления своей продукции за счет чрезмерного увеличения скорости соединения отдельных составляющих в конечную комбинацию, т.е. процесса нанесения клея на пленку и соединения клейкой пленки с силиконизированной бумажной подложкой с дальнейшим прокатыванием через систему валков. Это, как правило, приводит к негативным последствиям:
• в пленке возрастают внутренние напряжения, а, следовательно, при печати на этом виниле или изготовлении аппликации она может непредсказуемо менять свою геометрию от воздействия внешних факторов (например, температуры). Обеспечить качество аппликации из такой пленки, или пропечатать многоцветное изображение за несколько проходов и совместить цвета очень проблематично;
клеевой слой наносится неравномерно. Пленка становится неодинаковой по толщине. А это негативно сказывается и при плоттерной прорезке пленки, и при печати на ней;
повышение скорости производства ламината приводит к ухудшению способности клея удерживать при прорезке мелкие элементы пленки от проворачивания на основе — силиконизированной бумаге.
      Естественно, что фирмы, заботящиеся о своем добром имени, к таким трюкам не прибегают. Они удешевляют продукцию по-иному: использованием самой современной и высокопроизводительной техники. Так, например, известная западногерманская фирма "INTERCOAT", обладая на сегодняшний день одной из лучших в мире машин по производству ламинатов, уже долгие годы удерживает очень высокий уровень качества и в то же время — одни из самых доступных цен.
      Большое значение имеет и рецептурный состав ламината. Не секрет, что реальных производителей ламинатов меньше, чем предлагаемых торговых марок пленок. А поставщиков компонентов еще меньше. Поэтому зачастую пленки отличаются лишь сделанными на заказ цветами и секретами "закатывания" компонентов в ламинат. Логично предположить, что недобросовестные изготовители удешевляют свои пленки за счет приобретения более дешевых и менее качественных компонентов в третьих странах. Как следствие — нестабильность свойств пленок от партии к партии, частое изменение цветовой гаммы, неодинаковая толщина материалов из разных партий и т. д.
      Сегодня производятся пленки различного назначения, например:
полиграфические (для печати этикеток и наклеек);
рекламные аппликационные (для использования внутри помещений и в уличной рекламе, ориентированной на различные сроки службы);
рекламные транслюцентные (светопропускающие, для подсветки изнутри);
витражные (транспарентные);
светоотражающие (для изготовления дорожных знаков, указателей, специальной маркировки и спецэффектов);
светоблокирующие (особо плотные для специальных световых эффектов);
светонакапливающие;
для нанесения на баннерные и тентовые армированные виниловые ткани;
для надписей мелом;
для эффекта обработанного стекла;
для тонирования и бронирования стекол;
для печати на плоттерах;
для УФ-защиты печатных изображений;
и другие…
      Специальные клеи позволяют клеить пленки в разных условиях: только при плюсовой температуре, при значительном минусе, на особо неровные или влажные поверхности, и т.п.
      Интересно, что наиболее известные изготовители не гонятся за широтой спектра изготавливаемых пленок. И это понятно — нельзя на одном и том же высокопроизводительном оборудовании делать одинаково хорошо разноплановые изделия.. Более мелкие фирмы, предлагающие самоклеящиеся пленки под своим именем, как правило, не имеют своего оборудования или имеют несколько небольших машин. Они стараются обратить внимание на свою продукцию не столько за счет ее стабильности и качества, сколько за счет предлагаемого ассортимента. Под одной торговой маркой предлагаются пленки, отличающиеся не только назначением, но и форматами, ценами и даже странами, в которых они были изготовлены или закуплены.
      Сегодня, в сложных экономических условиях, когда спрос на рекламу существенно снизился, а требования к ее качеству значительно возросли. От правильного выбора материала во многом зависит и уровень благополучия рекламиста. Поэтому надеемся, что приводимая нами таблица свойств пленок окажется полезной многим.
      И хочется пожелать всем изготовителям рекламы: "Не забывайте о профессиональной этике, не занимайтесь халтурой, выбирайте хорошее и делайте лучшее."


(вернуться..)