images/rt-pod1x2.gif  

Пленки, пленки, пленки...

Юлия Арешко
 коммерческий директор "GMP - РуссКом"  
     
      Шесть-семь лет назад ламинатор в России был чудной диковинкой. С тех пор утекло много воды, и еще больше продалось самых различных ламинаторов. А ламинатор без пленки, как известно, штука хоть и хорошая, но совершенно бесполезна. Поскольку ламинирование как способ защиты бумаги и прочих (! В том числе и синтетических) материалов может применяться в самых различных сферах деятельности, постольку и разновидностей пленки для ламинирования существует огромное множество. И у каждого типа пленок – свои особенности и аспекты использования.       Самое первое, бросающееся в глаза, отличие пленок друг от друга – это их разнообразие по толщине. Толщина современных ламинационных пленок варьируется от 25 до 355 мкн. Самые популярные толщины для полиграфистов от 25 до 32 мкн., гораздо реже – 50-75 мкн. Для защиты документов (вспомните хотя бы техталон на Вашу машину, заламинированный в ГАИ) лучше всего подходят толщины 100-150 мкн. В широкоформатных рекламных изделиях чаще всего используются толстые пленки – 200-250 мкн. Второй параметр, по которому различаются пленки – текстура их поверхности (английский термин –finishing). Самый распространенный тип – обычная глянцевая пленка, применяющаяся без исключения во всех областях.
      Полиграфисты, кроме глянцевой пленки, хорошо относятся и к пленке с матовой поверхностью, убирающей лишние блики и придающей, таким образом, более дорогой, более престижный вид продукции. Производители широкоформатной (особенно наружной) рекламы знакомы не только с матовой поверхностью, но и с многими другими текстурами пленки: “лен” или “холст”, “песок”, “зерно”. Интересной на наш взгляд, является и пленка под “кожу”, применяемая при изготовлении элитной полиграфии или сувенирной и подарочной продукции. Из прочих декоративны пленок GMP следует отметить прозрачные цветные пленки и непрозрачные: черную, серебряную и молочно-белую, служащие фоновой (“подкладочной”-с обратной стороны изображения) пленкой при изготовлении рекламной продукции. Существуют и пленки специального назначения. К ним, в первую очередь, нужно отнести пленки для защиты изображения от ультрафиолетового излучения (UV-protection). Для этой цели GMP предлагает 2 типа пленок: GHQ 120-UV на основе полиэстера (только для горячего ламинированиия) и фирменные пленки Фотонекс на основе ПВХ для горячего и холодного ламинироваия. Безусловно, ламинационные пленки для защиты от УФ не решают проблему сохранения изображения на 100%, и для решения этой задачи необходим комплексный подход к подбору всех материалов для создания продукта. Пленка же решает эту задачу частично и является хорошим дополнением. Основу защитных свойств УФ-пленки составляют специальные материалы способные абсорбировать часть лучей ультрафиолетового спектра. Особенное внимание следует уделить выбору специальных, устойчивых к выгоранию чернил, но это отдельная и весьма специальная тема для разговора, к которой мы вернемся в одном из следующих номеров “РТ”.
      Раз мы уже коснулись химического состава пленки, остановимся на этом моменте поподробнее.
      Современные пленки для ламинирования производятся на основе трех видов полимеров: поливинилхлорида (ПВХ или PVC – в английском варианте), полипропилена ПП (РР) и полиэстера (научное название – полиэтилентерефталат – РЕТ). Пленки на основе ПВХ обладают двумя основными отличительными чертами: они более пластичны иболее устойчивы к УФ-излучению (приблизительно в 5 раз более, чем “стандартные” полиэстеровые пленки). Фирменная пленка GMP Фотонекс как раз и изготовлена на базе ПВХ.
      Полиропиленовые пленки GMP PP выпускаются в двух вариантах – с глянцевой и матовой поверхностью – толщиной 30 мкн., и , благодаря своей эластичности, являются великолепным материалом для одностороннего ламинирования в полиграфии.
      Большая же часть пленок (около 95% объемов производства) создается на основе полиэстера (РЕТ) – материала, обладающего высокой прозрачностью и упругостью. В отличие от ПВХ и ПП полиэстер – это экологически чистый, высокоустойчивый к воздействию внешней среды, а также легко поддающийся вторичной переработке материал. Сфера его применения огромна: упаковочные пленки для продуктов. бутылки для прохладительных напитков, аудио- и видеопленки и многое другое. Огромный спрос на полиэстер в мире впоследние годы породил подоражание этого и без того недешового материала.
      Если же мы рассмотрим ламинационные пленки на основе полиэстера, то перед нами предстанет следующая картина:
      Любая пленка на основе полиэстера является многослойной и содержит, как правило, три слоя (для очень тонких пленок 25-42 мкн. – 2слоя) :
• слой собственно полиэстера, служащего основой и придающего пленке жесткость и упругость;
• слой полиэтилена (РЕ), слежащего связующим звеном и своеобразной “подушкой” при ламинировании;
• слой полимерного “клея” – низкоплавкого (95-120 0С) полимера, обладающего особыми адгезивными свойствами.

      Важно отметить, что соотношение этих слоев в различных пленках различно. Как правило, количество полиэстера и других составляющих маркеруется на упаковке. Различный состав пленки отражается и в названии: пленка с высоким содержание полиэстера (РЕТ=50%), стандартная и с низким содержанием полиэстера. Например, пленка толщиной 100 мкн. содержит:
РЕТ – 50
РЕ – 25
GEBA-25.

      Таким образом, перед нами пленка с высоким содержание полиэстера. Или, например, 125 мкн.:
РЕТ – 50
РЕ – 50
GEBA-25.

      Это пример стандартной пленки, хотя толщина слоя полиэстера также 50 мкн. На упаковке состав может указываться либо в виде таблички

Толщина 100 мкн. Толщина 125 мкн.
РЕТ РЕ РЕТ РЕ
50 25 50 50
либо в виде записи в скобках (50/25/25/) – в первом случае, (50/50/25) – во втором.
      К сожалению, в последнее время многие производители, стремясь заполучить более высокую прибыль, не указывают состав пленки или, даже указывают неверный состав. Мы не раз убеждались в том, что многие потребители поенки, теряя при ламинировании каждый 5-ый или даже 4-ый пакет ленки (т.е. 20-25% брака) даже не представляют себе, что пленка может быть совершенно иной по качеству – с выходом брака не более 1% (т.е. 1 пакет на 100). Поскольку пленка с содержаием полиэстера 50% более упруга, она отличается от прочих пленок даже по внешнему виду в незаламинированном состоянии.
      (Чтобы произвести этот нехитрый тест, нужно взять один конвертик-пакетик пленки и , держа за склеенный край, дать ему возможность принять свободное состояние).
      Если обратиться к цифрам, то окажется, что более дорогая пленка с высоким содержанием полиэстера и известной торговой маркой для потребителя в процессе работы оказывается равной по цене, а то и дешевле.
      Пример: а) РЕТ=50%, на 100 штук выход брака при ламинации – одна штука, т.е. при среднерыночной цене 35 долларов за одну упаковку стоимость составит 35:99 приблизительно 0,35 доллара за одну штуку пленки. б) РЕТ=50%, на 100 штук среднестатистический выход брака – 18%, т.е. при среднерыночной цене 30 долларов за одну упаковку стоимость одной штуки пленки составит 30 : 82 приблизительно 0,37 доллара.
      При РЕТ=50% и неизвестной торговой марки (! или неизвестном Вам производителе пленки), т.е. негарантированном качестве клеевого слоя, способного отслоиться через один-полтора месяца, выход брака при ламинировании может дойти до 30%. Другими словами, даже при более низкой стоимости , например, 24 доллара за упаковку, стоимость одной штуки пленки практически не снизится: 24 : 70 приблизительно 0,34 доллара. Таким образом, покупая дешевую пенку неизвестного производителя потребитель теряет “сэкономленные” деньги уже в процессе производства при ламинировании.
      Итак, стоимость пленки определяется такими ее качествами, как:
      1) содержание полиэстера ( что легко определить по внешнему виду);
      2) состав клеевого слоя (плохой клей может отслаиваться, вылезать бахромой покраям, пачкая валы и укорачивая срок службы ламинатора, может отслаиваться от пленки еще до лаимнации);
      3) способом производства – нанесения РЕ и клея на РЕТ (а это должно быть высокотехнологичное производство с современным оборудованием и квалифицированной рабочей силой).
      Несколько слов о самом производстве и торговой марке. Мы говорили уже о том, что качество пленки зависит на только от количества полиэстера, но и от состава клея и способа его нанесения (экструзии). Клей является одной из наиболее охраняемых тайн, что-то вроде состава духов лил компанентов порошка Coca-Cola. Ежегодно корпорация GMP затрачивает от 2 до 5 миллионов долларов на разработку новых полимеров и клеев; и до 3 миллионов долларов нв обновление и внедрение новейшх инженерных разработок в оборудование по производству пленки. Итогом напряженной рабты и инвестиций последних 2-х лет стала установка и запуск уникальной производственной линии, онову которой составил “коэкструдер”. Данное оборудование вывело производство пленки на новый качественный уровень, благодаря которому даже пленка с низким содержанием полиэстера производства GMP отличается более низким выходом брака по сравнению с пленкой конкурентов. Достаточно сказать, что новое оборудование позволяет практически одновременно наносить оба слоя на полиэстеровую основу. Благодаря этому достигается более прочное сцепление слоев, особенно клеевого с основой (можно часто наблюдать, как легко отсоединяется клей от основы у некоторых производителей еще до ламинации).
      В связи с особенностями производства и состава пленки нам предстоит еще отдельный разговор о пленке в рулонах, который мы начнем в следующем номере.

(вернуться..)